Что делать и на что рассчитывать, если мошенники украли с банковского счета деньги?
Реальный случай и результаты судебного разбирательства.
Оформив в банке карточку для социальных выплат, некая гражданка М получила в нагрузку кредитную карту. Через полгода счастливой жизни глубокой ночью со счетов обеих карточек списаны 14 тыс. грн. плюс банковская комиссия. Первые действия жертвы:
- звонок на горячую линию банка с требованием заблокировать карточки и заявлением о мошенничестве;
- заявление в полицию о мошенничестве;
- заявление в банк с требованием вернуть списанные средства и провести служебное расследование.
Банк отказался вернуть деньги, мотивируя отказ тем, что гражданка М нарушила условия договора с банком: недобросовестно хранила и легкомысленно использовала информацию о пин-коде и других данных карточки. Она же считала, что это банк недостаточно защищает информацию своих клиентов, из-за чего и произошла утечка. Поэтому подала на банк в суд.
Изучив обстоятельства дела, суд первой инстанции предписал банку выплатить украденные средства и требуемый моральный ущерб в размере 1 тыс. грн. Банк не согласился и подал апелляцию.
Апелляционный суд полностью стал на сторону банка, отменив предыдущее решение. Действия мошенников проходили по «фитинговой» схеме, которая рассчитана на невнимательность клиента при пользовании интернет-банкингом. Кроме этого, компьютер клиентки наверняка был плохо защищен от вирусов. Поэтому ответственность за произошедшее полностью лежит на гражданке М.
Она не согласилась с таким решением и подала кассационную жалобу. Кассационный суд удовлетворил ее требования в части возврата средств и отказал в части возмещения морального вреда. Основания для взыскания средств с банка:
- законом предписано незамедлительно вернуть средства, если обнаружено их безосновательное списание;
- гражданка М сразу сообщила банку о мошеннической операции на своем счете, как и требует закон;
- клиент не несет ответственность за незаконное списание средств, если операция проведена без предъявления карточки или электронной идентификации платежного средства и держателя (кроме случаев, когда эта информация попала в руки мошенников по вине клиента, что требует доказательства);
- электронная платежная система банка несовершенна, некоторые сервисы дают мошенникам возможность обманывать пользователей;
- нет доказательств, что гражданка М пользовалась фиктивной системой электронного банкинга.
Относительно морального ущерба суд не нашел оснований удовлетворить требования пострадавшей: это не предусмотрено ни договором с банком, ни законом.
После двухгодичных судебных тяжб гражданка М получила от банка возврат средств, списанных в результате мошеннической операции. Поучительный пример, не так ли?